CENTRAL ASIA pavilion “Lingua Franca / Франк тили”

В четвертый раз павильон Центральной Азии принимает участие в Венецианской биеннале современного искусства. Как признаются его кураторы, в 2005 году внимание публики привлечь было несложно – новичков на венецианской площадке всегда встречают с интересом. Арт-сообщество открыло для себя новую точку на карте современного искусства, чему в немалой степени способствовал тот факт, что культурный багаж, легший в основу первого павильона, страны накапливали годами, если не десятилетиями. Однако позднее образ экзотического дебютанта рассеялся, стало очевидно, что двух лет недостаточно для поиска новых имен и проектах в странах, где современное искусство занимает отнюдь не главенствующее положении в культурной матрице.

Алла и Алексей Румянцевы (Tajikistan)

Несмотря на возникшие сложности, на 54 Венецианской биеннале Павильон Центральной Азии представлен, пожалуй, наиболее масштабно. Более того, принцип его организации несколько отличается от предшествующих трех. По словам организаторов, в основе создания программы Lingua Franca / Франк тили лежал принцип не новаторства, а скорее создания некоего симбиоза 11 художников из 4х стран, который работал бы на общую идею, отражал ее в различных аспектах. Отказавшись от автономности элементов экспозиции, кураторы попытались представить четко выстроенную и аргументированную позицию.

Усто Мумин. Дружба любовь верность (Uzbekistan)

Программа павильона Центральной Азии Lingua Franca / Франк тили представляет собой два концептуальных подхода, объединенных темой поиска утопического образа интернационального художественного языка, равно понятного в Европе и Азии. Первый – Lingua Franca. Опыты универсального включает видео-ретроспекции художников среднеазиатского авангарда (1920-30 гг.) в шести категориях универсальности: атомарной, микшированной, примитивистской, метафорической, репрезентативной и обособленной категории l’innommable. Цель проектов категории Lingua Franca – определить границу возможности формулирования и прочтения универсальных концептуальных высказываний. Вторая часть экспозиции – Франк тили. Foreign Affairs – это практические опыты, где основным исследуемым материалом являются современные универсалии, пропущенные через фильтр языкового доминирования и подавления властью.

 

 

Александр Николаев (Uzbekistan)

В последние десятилетия, после исчезновения спорной, но при этом связывающей восточные страны, советской системы, когда еще более очевидна стала разнонаправленность политических ориентаций стран Центральной Азии, современное искусство, возможно, является одной из вариаций Лингва-франка. Руководитель павильона, куратор монреальского центра современного искусства 1700 La Poste Борис Чухович замечает: «Едва ли не единственным свидетельством того, что Центральная Азия существует, является современное искусство. Оно реально создается поверх государственных границ – узким сообществом людей, которых собрало ощущение общности».

Александр Николаев (Uzbekistan)

Тему общепонятности визуального языка рассматривает Александр Николаев – один из немногих художников Узбекистана, использующий в своем творчестве различные арт-практики современного искусства – от инсталляций до перформансов и интернет-проектов. Тем более обращает на себя внимание его проект «Мир добрых людей» – коллаж, созданный в эстетике примитивного рукоделия. Наив Николаев демонстрирует все аспекты универсального языка, используемого как средство межэтнического общения.

Алла и Алексей Румянцевы (Tajikistan)

К общеавангардной проблематике визуального языка и эффективности коммуникации обращаются Алла и Алексей Румянцевы (Таджикистан) в инсталляции RGB. Проблему свободы выбора зрителя и невозможность избежать манипуляций со стороны художника авторы предлагают испытать практическим путем – используя очки с цветными линзами, и, таким образом, варьируя, в зависимости от спектра, содержание проекции. Вне зависимости от попыток управлять ассоциациями и настроениями, зритель сам выбирает направление коммуникации – поддаваться либо сопротивляться художнику.

Кураторы павильона Центральной Азии: Георгий Мамедов (куратор проекта ХУДОЖНИК-ОБЩЕСТВО), Борис Чухович (куратор монреальского центра современного искусства 1700 La Poste) и Оксана Шаталова (куратор художественных проектов, критик, автор фото – и видео-арта). Павильон расположен в Palazzo Malipiero.

Художники, представившие работы в рамках проекта Lingua Franca / Франк тили: Наталья Андрианова, Саид Атабеков, Галим Маданов и Зауреш Терекбай, Ербосын Мельдибеков, Александр Николаев, Марат Райымкулов, Алла и Алексей Румянцевы, Адис Сейталиев, Артем Эрнст.

 

Анастасия Ипатова специально для DEPESHA.

4 Comments

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

DEPESHA Russian Lifestyle Magazine © 2016. All Rights Reserved.

FOLLOW US ON