Русские киносеансы в Нью-Йорке

 

С 9 по 13 октября 2013 NYC будет изучать актуальный моменту кинематограф России: стартует 12-я Неделя российского кино в Нью-Йорке, организованная компанией KartinaTV. Проект DEPESHA, аккумулирующий все проявления искусства и горячо интересующийся тем, что происходит по обе стороны океана, закономерно стал медиа-партнером этого события. Восемь фильмов: разные жанры, разные режиссеры, непохожие друг на друга истории – дают живое представление о современной России и ее киноискусстве именно благодаря своей стилистической и эстетической разноплановости.

Откроет фестиваль четырежды отмеченный на российском «Кинотавре» фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» (9 октября, 19:00). Режиссер утверждает, что главной задумкой было отображение вневременных  архетипичных для России характеров. Инструментами этого отображения стали великая русская традиция пьянства сквозь призму экзистенциальной неустроенности; жизнь в провинции, где, кажется, застыло время; социальная картина современной школы в России и вечная, не имеющая географических и ментальных границ проблема поколений и искушения. В главной роли – Константин Хабенский, актер разноплановый и в России невероятно востребованный. Амплуа неудачливого биолога, оказавшегося по прихоти судьбы школьным учителем, он отыгрывает убедительно, и примечательно то, что Алексей Иванов, автор романа, по мотивам которого был снят фильм, одобрил выбор актера: Хабенский напомнил ему главного героя на иллюстрациях к первому изданию романа.

 

Мировая премьера комедии Жоры Крыжовникова «Горько!»  пройдет в Миллениуме 10 октября. Фильм выходит в российский прокат с 24 октября. Нью-Йоркские зрители смогут посмотреть и оценить актерскую работу Сергея Светлакова, исполнителя главной роли, на 2 недели раньше. Неромантическую (как гласит тизер) комедию Жоры Крыжовникова «Горько» (10 октября, 19:00) стоит смотреть для того, чтобы понять, какой бессмысленной и беспощадной может быть русская свадьба.  Невеста мечтает о тематической свадьбе в стиле сказочной Русалочки, но авторитарный отчим, чиновник старой закалки, кажется, знает, как будет лучше. Попытка схитрить и отработать две противоположные концепции выливается в дикий микс модной вечеринки на берегу моря с go-go танцовщицами, джигитами и вдвшниками, где под клубную музыку мельтешат неистребимые свадебные атавизмы: лазурные тени и ажурные колготки, пьяные драки и нетрезвый тамада… Весь этот хаос, кажется, мог бы снять Кустурица, будь он русским.

 

 

«Долгая счастливая жизнь» (11 октября, 19:00) Бориса Хлебникова – фильм о том, как человек готов отстаивать дело своей жизни. Название этой социальной драмы звучит как насмешка: молодой фермер сталкивается с амбициями частного капитала, и угроза забрать землю выливается в жесткую борьбу с инвестором, администрацией, коррупцией… Ситуация не новая, в кинематографе уже неоднократно обыгрывалась, но интересен в ней типично русский подход: «Ни ты не виноват, ни мы. Никто не виноват, это всеобщий процесс», этакое русское «свои люди…» Практически документальная реальность событий фильма и фиксация бессильной ярости и несправедливости принесли Хлебникову сравнение с Кеном Лоучем (журнал Screen).

 

Философская притча-сказка Алексея Балабанова «Я тоже так хочу» (11 октября, 19:30) стала его последним фильмом, и для съемок не было построено ни одной декорации. Балабанова, с его уникальным видением мира и человека в мире, категоризировать и характеризовать, умещать в привычные стилистические и композиционные рамки сложно. Пронзительное роуд-муви «Я тоже так хочу» нужно смотреть вдумчиво, не забывая наслаждаться игрой звездного состава (Алексей Балабанов, Олег Гаркуша, Авдотья Смирнова, Алиса Шитикова и др.), читая метафоры о поиске счастья, к которому стремится каждый, вне зависимости от капитала, морали, возраста. Цель путешествия этих разных героев – Колокольня счастья, дарующая покой и блаженство, возникла в результате техногенной катастрофы. Здесь, конечно, очевидна инспирация, аллюзия на «Пикник на обочине» братьев Стругацких – и это Балабанову только в плюс.

http://www.youtube.com/watch?v=nb7GpC0JSQc

 

«Небесные жены луговых мари»  (12 октября, 15:00) – этнографическая документальная сказка, таково нетривиальное жанровое определение фильма Алексея Федорченко. 23 новеллы о представительницах марийцев (финно-угорский народ России) – трансляция настоящей народной жизни, поэтому в них есть мистика, фольклор, драма, смех, рефлексия и эротика… Кстати, благодаря последней фильм сам Федорченко характеризует как марийский Декамерон и эротическую комедию в древнегреческом значении слова. Забавный факт: имя каждой героини киноновелл, объединенных в этот «фильм-календарь» (еще одна характеристика от создателя), начинается с буквы О. И здесь действительно много, очень много эротики и чертовщинки, извлеченной из верований марийцев.

 

«Метро» (12 октября, 18:30) – типичный фильм-катастрофа, но Антон Мегердичев снял его так виртуозно, что наблюдение за людьми, бродящими в тоннелях московской подземки в поисках спасения, становится чуть ли не центральной точкой жизни во время просмотра. Сложно сказать, чем так притягивают фильмы о техногенных катастрофах: их снимают множество, и все они развиваются по схожему сценарию, но эта дотошное следование законам жанра ничуть не мешает зрителю поймать то самое напряжение, которое и делает «Метро» лучшим российским фильмом в этой нише.

 

 

 

«Интимные места» (12 октября, 19:30) – зрелище всегда привлекательное, и, чтобы погасить двусмысленность фразы, уточним, что речь идет о картине двух режиссеров – Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. Фильм называют иронической мелодрамой о москвичах среднего класса: фотографе жанра ню, моралистах, скрытых гомосексуалистах, охладевших мужьях… Маленькие истории, смешные и грустные, объединенные одной темой, которая пережила и переживет еще множество декораций. Эта тема – свобода и секс, комплексы и фрустрация. Самая актуальная, на века. Видимо, именно она, вкупе с вопросом «Приносит ли свобода счастье?», и принесла фильму два приза «Кинотавра».

 

Кадр из фильма «Интимные места»

 

«Легенда № 17» (13 октября, 19:00) – добротный пример того, как стоит снимать биографические картины. Жизнь легендарного советского хоккеиста Валерия Харламова вместила в себя изматывающие тренировки, травмы, придирки тренера, упорство, талант и заслуженный триумф, о котором с гордостью вспоминают на обломках СССР и с восхищением – во всем остальном мире. Фильм Николая Лебедева сродни этой самой жизни: динамично снятый, с уместной долей пафоса и патетики и симпатичным главным героем, которого блестяще играет Данила Козловский, восходящая звезда российского кинематографа.

 

3 Comments

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

DEPESHA Russian Lifestyle Magazine © 2016. All Rights Reserved.

FOLLOW US ON